Переизбыток предложений появился на рынке загородного Подмосковья. В связи с низкой рентабельностью проектов и транспортным коллапсом этот сегмент загородной недвижимости, не привлекателен для покупателей. Да и девелоперы не хотят вкладывать в средства, в нераскрученные сегменты.
Самый интерес был в 2007 году у инвесторов к рынку загородной недвижимости. Земельные участки шли на ура под строительство. Разрабатывались новые проекты, и документы оформлялись быстро. Рынок был активен.
Загородная недвижимость по классификации выделялась таким образом. Объекты экономкласса в бюджете до 500 тыс.долларов, к бизнесулассу-1-2 миллиона долларов, а объекты де-люкс стоили свыше 2 миллионов. Девелоперам невыгодно было заниматься экономклассом, и доля в этом сегменте составляла всего 10 процентов. Если норма рентабельности была выше, например строительства посёлка, то уже 40 процентов вкладывали свои средства инвесторы. Заработать на одной даче или доме в 5 миллионов рублей и иметь 10-15 процентов прибыли, это было маленькие деньги. И на земельных участках стоимостью 3-5 тысяч долларов за сотку, в 50-80 км от Москвы, не престижно было зарабатывать. Поэтому рынок загородной недвижимости был сконцентрирован в Подмосковье на сегменте бизнеса, и эта была львиная доля, от составляющей. Застройки, в 30 км, от Москвы, составляли основную зону. Потребители недвижимости, в основном составляли предприниматели, которые сформировались в нулевых годах и представляли собой возрождающийся слой населения и имели доступ к кредитным ресурсам и были более привередливыми. Покупали загородные дома не из-за потребности, а скорее для статусности. Бизнес имел свой лоск, и атрибутика в те годы была важна.
Но пришёл 2008 год, и кризис сделал переоценку ценностей. Бизнес-класс оказался в лучшем положении, и когда пришла пора спасать бизнес, начался бум продаж загородной недвижимости, то есть на рынок вышел объём предложений. Спрос оказался низким.
Для наглядности существуют примеры: если компания проводила 50 сделок в месяц по недвижимости, то в первых месяцах 2009 года всего две сделки за 4 месяца. И до 2012 года сделки практически пустовали.
Девелоперы оказались в непростой ситуации, и им пришлось менять стратегию. Это продажа активов, заморозить объекты и переформатировать в низкий класс. Продажа активов не работала, а по заморозке, все оказались в проигрыше. Падение спроса привело к разорению многих компаний. А кто понимал, что других путей нет, и перешёл на более низкий сегмент.
На рынке появилось новшество – участки без подряда. Сегмент таунхаузов стал набирать обороты, да и небольшие коттеджи на небольших участках стали появляться. Рынок начал расти. А с 2012 года произошли другие ценности, люди стали отказываться от загородного жилья. Произошёл транспортный коллапс, и доехать до дачи или загородного дома, стала проблемой. Поступали предложения всё больше о продаже, и произошёл на рынке недвижимости переизбыток предложений.
На сегодня, рынок переживает непростые времена, загородные дома для девелоперов являются низкорентабельными, по сравнению с квартирами. И до 2020 года мы врядли будем иметь дела с новыми проектами. Но есть уверенность, что загородный рынок возродится, а переизбыток предложений сократится за счёт отсутствия новых предложений. И всё встанет на свои места.