В последнее время, офисы, которые сдаются в аренду, держаться на одном уровне по цене. Разделение идёт по классам, и например в классе А, цена 550 долларов, а в классе Б-350 долларов. Но это всё равно ниже, чем в прошлом году. И как бы не хотели встретиться с хозяевами офисов, арендаторы, и переговорить о снижении цен, ничего у них не получается.
Это обусловлено укреплением рубля, хотя в 26 процентах в центрах класса А, помещения пустуют, а вот в классе Б, всего на 14 процентов.
Цены, на рынке недвижимости офисов в столице, завышены и экономически необоснованны. И как рассуждают эксперты рынка коммерческой недвижимости, ставки должны быть хотя бы на 30-40 процентов ниже.
На владельцев давит кризис, и они не хотят отступать и пытаются удерживать ставки, и большинство заложило цены при создании проектов, ну и политика кредиторов, которые тоже рассчитывают на возвратность средств, обещанную заёмщиками.
У арендатора гораздо сильней позиция, поскольку офисный сегмент приобретает характер рынка арендатора и владельцам арендных площадей придётся пойти на уступки, чтоб площади не пустовали.
Владельцы бизнес - центров(БЦ), чтоб привлечь новых арендаторов идут по такой схеме:
Скидка по оплате при первом году аренды;
Если офис без отделки в БЦ и если помещение сдаётся на вторичном рынке, то предлагаются арендные каникулы на срок до 3-6 месяцев;
И отделка помещений за счёт собственника.
Что касается договоров, заключённых ранее на ближайшие пять лет, то владелец вправе не идти на всяческие уступки, но благодаря здравому смыслу, арендодатели соглашаются и изменяют те или иные частные условия в договоре, которые следуют по техническому обслуживанию, по срокам платежей или по валюте, чтоб не потерять своего клиента.
Например, валютные договорённости переводят в рубли, а за счёт техобслуживания владельцы могут провести благоустройство помещения. А если у владельцев есть своя подрядная организация, то косметический ремонт или бесплатный клининг тоже в теме. Или предоставляется бонус- месяц бесплатной аренды. Только так можно сейчас заинтересовывать арендаторов.
Арендодатели в основном выполняют такие предложения непублично и в индивидуальном порядке или же под общий тренд, когда статистика говорит о снижении в показателях.
В БЦ площади занимают крупные арендаторы и то, они намерены снизить свои затраты. Сбербанком России объявлено о расторжении 180 договоров, по которым так и не пришли к соглашению с владельцами, о снижении арендной ставки. Ростелекому удалось договориться и снизить на 8 процентов от первоначальной цены, аренду за кв. метр. Многие арендаторы, а это больше 60 процентов, хотят послабления в оплате, и лучшим моментом считается перезаключить договор. На новое место переезд, это считается плохой идеей, так как теряется адрес, реклама и клиенты. Владельцам тоже нелегко, с одной стороны кредиторы, а с другой арендаторы. Но в тяжёлой кризисной обстановке те и другие будут идти на компромисс и найдут понимание в вопросах аренды.